Новости | Работа с замещающими семьями
Одной из услуг, которую предоставляет Служба подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей КГБУ Детский дом1 является оказание психологической поддержки замещающим родителям и приёмному ребёнку через различные психолого-педагогические приемы во время консультационной деятельности.
Педагог-психолог совместно с замещающим родителем выявляют причину, почему ребенок чаще всего не хочет учиться, какие у него имеются трудности, связанные со школьной жизнью.
Для того чтобы ребенок захотел учиться, необходимо найти причину этих трудностей. Причины нежелания учиться могут быть разными: от низкого уровня любознательности и школьной мотивации, чрезмерной нагрузки для школьника в освоении новых предметов, некорректных методов преподавания школьных учителей, неблагоприятной атмосферы в семье, физиологического состояния ребёнка до обычного конфликта с учителем или с одноклассниками.
В первую очередь важную роль в процессе обучения ребенка играет его мотивация.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение в отношении ребёнка к различным видам деятельности, прежде всего к обучению, т.е. это ключ к успеху в учебе.
Весьма полезно понимать общую структуру мотивации к учению:
-Познавательная мотивация выражается в интересе к учебным предметам.
В начальных классах встречается редко.
-Мотивация достижения успеха выражается в желании хорошо и правильно выполнять задания. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей.
-Престижная мотивация выражается в желании ученика учиться лучше одноклассников.
-Мотивация избегания неудач выражается в старании детей избежать плохих оценок.
-Компенсаторная мотивация возникает в стремлении ребенка достичь успехов в какой – либо другой области его деятельности, в случае, если не получается достичь успехов в учебе. (Например, ребенок достигает успехов в спортивной, художественной или иной деятельности при плохой успеваемости в школе).
Родителям необходимо формировать у ребенка внутреннюю мотивацию к учебной деятельности (он должен хотеть учиться сам). Только в этом случае обучение будет успешным.
Формируя мотивацию нужно соблюдать такт, осторожность и терпение, иначе можно получить противоположный от желаемого результат. Родители должны проявлять корректность при оценке самостоятельных и домашних работ ребенка. Вначале необходимо отметить достоинства и заслуги ребенка, а потом указать на недочеты. Лучшей помощью родителей будет выступать постоянная поддержка и чуткость, готовность всегда понять и подсказать ребенку.
У ребенка не формируется мотивация и самостоятельность к обучению, если родители сами учатся за него, укладывают портфель, отслеживают все домашние задания, делают уроки. Этого делать ни в коем случае нельзя.
В заключении хотелось бы еще раз напомнить, что важны не оценки, которые приносит ребенок из школы, а знания, умения, навыки, которые он должен приобрести в школе для дальнейшей самостоятельной жизни. Поэтому с ребенком необходимо с раннего возраста выстраивать доверительные отношения, быть к нему внимательным, чтобы вовремя предотвратить возможные проблемы, которые могут возникнуть у него.
Педагог-психолог службы подбора, подготовки и
сопровождения замещающих семей В.А. Ермоленко